Картины Дмитрия Николаевича Сурина несовременны. Даже, можно, сказать, подчеркнуто несовременны, и об этом говорили коллеги художника на открытии выставки. Но в этом и есть их главная ценность.

Глядя на его пейзажи, невольно вспоминаешь Поленова, Шишкина, Саврасова, Левитана. Те же маленькие дворики, те же освещенные солнцем рощицы, улочки с двухэтажными домами. И даже названия похожие: у Поленова «Московский дворик», а у Сурина – «Ростов Великий. Дворик».

Как будто и не было 20-го века с его кубизмом, «Черным квадратом» и прочими авангардными поисками.

- Это совершенно разные направления, - поясняет искусствовед Светлана Бахарева. – Есть реализм – традиционное направление в русском искусстве. Сегодня Европа в погоне за новыми техниками и стилями совершенно утратила манеру реалистической живописи. А в России осталось немного художников, которые эту традицию бережно сохраняют.

Дмитрий Сурин как раз и относится к таким охранителям. В лихие 1990-е он уехал в Европу и восемь лет прожил там. Был очень востребован и как преподаватель, и как художник. На выставке представлена парижская,  венецианская и сербская страницы творчества Сурина. На самом деле мест, где Дмитрий Николаевич жил и работал, гораздо больше – и Германия, и Швейцария, и Дания, и Швеция.

Помимо верности традициям у Дмитрия Сурина есть и еще одна важная особенность – интуитивное чувство цвета и тона, данное художнику природой. В среде живописцев есть выражение «фальшивая картина». Вроде бы нарисована мастерски, а цвета кричат, спорят друг с другом, не гармонируют. У Сурина, как заметил его коллега по цеху Анатолий Пастухов, ни одной фальшивой картины нет.

Если вы собираетесь купить хороший пейзаж, сходите на выставку Сурина. Не для того, чтобы купить, а просто для того, чтобы посмотреть, что такое настоящая русская реалистическая живопись. Картины Сурина – это  цветовые камертоны, сверившись с которыми, уже не хочется брать ширпотреб.

Олеся Горюк